Прочный социальный контакт, установленный между дрессировщиком и собакой - залог успеха в обучении собаки.
Выделяют две основные стадии контакта.
Первая стадия связана с воспитанием у собаки доверительного отношения к дрессировщику. Собака, с которой контакт установлен на этом уровне, не боится подходить к дрессировщику, спокойно поворачивается к нему спиной, позволяет ему себя оглаживать, берёт из его рук корм. Кроме того, что очень важно, она не боится подходить к нему или подпускать к себе, когда у неё находится ценный для нее предмет. Удерживая этот предмет в пасти, собака не отворачивает голову в сторону от приближающейся руки дрессировщика, когда он хочет погладить её по голове или морде, или взяться за предмет.
Для достижения такого уровня контакта дрессировщик избегает любого негатива в отношении собаки. Обращается с собакой бережно и терпеливо. Двигается в присутствии собаки плавно, не совершая резких движений, которые могут напугать или насторожить собаку. Для того, чтобы собака не убежала, используется длинный поводок, однако, воздействия, производимые с его помощью, должны быть максимально мягкими и, в основном, ограничиваться сдерживанием. При попытках собаки вырваться дрессировщик должен действовать спокойно, а как только собака успокаивается, заговаривать с ней уверенным тоном, всем своим видом и поведением показывая собаке, что ситуация находится под его контролем. Безопасность - это важнейший повод сорганизоваться в группу. И этот фактор при работе с собакой дрессировщик использует постоянно.
Другим важным поводом для формирования группы является пища. Дрессировщик предлагает собаке самое вкусное лакомство. Чтобы собака взяла пищу из его рук, он, пользуясь тем, что собака находится на небольшом расстоянии, плавно присаживается на корточки, при этом корпус старается держать прямо, не наклоняя его в сторону собаки, а даже наоборот немного отклоняясь от нее, плавно вытягивает руку в сторону собаки с лакомством лежащим на открытой ладони. Если собака взяла лакомство, он заговаривает с собакой ласковым тоном и также плавно и неторопливо убирает руку и встаёт. От собаки, которая проявляет очень сильную субординацию, не следует отводить кусок, стремясь вызвать у неё желание двигаться за ним, как за приманкой. Это может насторожить собаку. Сначала, чтобы приучить её брать движущееся лакомство, лучше применить приём "маятник" (см. Техника дрессировки собак. "Маятник").
Собаку необходимо приучить к ласке. Для этого дрессировщик, когда собака оказывается возле него, оглаживает её. Поначалу просто слегка и непродолжительно прикасаясь пальцами к собаке, а по мере привыкания к прикосновениям ласка становится более интенсивной с использованием почёсываний, пощипываний и похлопываний в энергичной манере.
При скармливании собаке лакомства можно удерживать руки одну над другой ладонь к ладони на некотором расстоянии друг от друга. Расстояние регулируется таким образом, чтобы собака не боялась взять лакомство с руки, несмотря на нависшую сверху другую руку. Продолжая скармливать собаке кусочки лакомства, дрессировщик постепенно опускает ниже и смещает в сторону собаки верхнюю руку так, чтобы собака, беря лакомство, была вынуждена коснуться её головой. Собака сама как бы оглаживается об руку и по мере повторений перестаёт обращать внимание на неё и даже начинает получать удовольствие. Это приводит к тому, что собака перестаёт избегать контакта с рукой и позволяет себя гладить.
По возможности с собакой играют в перетягивание игрушки. Для того, чтобы собака уверенее схватывала и удерживала игрушку для перетягивания, к игрушке можно привязать верёвку с целью увеличить расстояние между ней и рукой дрессировщика. При таком варианте соперничество с дрессировщиком за предмет выражено не так явно, поэтому собака борется смелее и с большим азартом. Каждый раз дрессировщик в результате такой борьбы даёт собаке овладеть предметом и, по мере нарастания у собаки уверенности в себе, укорачивает верёвку. По мере укорачивания верёвки дрессировщик осторожно приучает собаку к движению свободной руки.
Когда собака будет схватывать игрушку непосредственно из руки дрессировщика, он пробует сначала касаться собаки свободной рукой, а затем оглаживать и похлопывать её. В момент прикосновения свободной рукой к собаке он отпускает игрушку, позволяя собаке отойти вместе с ней. Воздействие рукой дрессировщик регулирует таким образом, чтобы в момент контакта с рукой собака не отпустила игрушку. Со временем, упражняясь в игре, собака станет активно бороться за предмет, удерживая его и стараясь вырвать его из рук дрессировщика, несмотря на повторяющиеся механические воздействия с его стороны.
После того, как собака овладеет предметом, дрессировщик не пытается забирать его у собаки из пасти и не требует его отдать. Он ждёт, когда интерес собаки к предмету снизится и она его бросит на землю, а когда это произойдёт, дрессировщик забирает его и возобновляет игру. Либо предлагает ей поиграть с другой игрушкой. Тогда собака бросает свою игрушку и переключается на другую и игра возобновляется. Когда собака завладеет очередной игрушкой и начнёт её оттаскивать, дрессировщик забирает предыдущую и предлагает собаке поиграть с ней. Играя с собакой таким образом, дрессировщик избегает конфликта, что также повышает доверие собаки к дрессировщику. Собака перестаёт оттаскивать игрушку, позволяя дрессировщику оглаживать себя в этот момент. Собаке начинает нравиться такая игра и она вместо того, чтобы оттаскивать предмет, начинает подавать его дрессировщику, предлагая продолжить игру, а это уже признак второй стадии контакта.
Ещё одним важным признаком того, что собака перешла на вторую стадию контакта, является её тревога, когда проводник исчезает из поля зрения. Собака, потеряв его из виду, начинает активно разыскивать его. Такое поведение указывает на то, что дрессировщик и собака образовали группу. Группа формируется по биологически значимому поводу. Как было сказано выше, такими поводами является пища и безопасность. Каждый член группы выполняет определенную роль, а их действия становятся согласованными. Таким образом членам группы легче решать общие проблемы. Собака на этой стадии очень хорошо считывает информацию, исходящую от проводника. Когда возникает соответствующая ситуация, стремится выполнить свою функцию.
Это позволяет приступить к дрессировке собаки и начать формировать у неё полезные навыки.