Перевод собаки в рабочее и свободное состояние
Сигналы: Кличка и Гуляй
Прежде, чем потребовать от собаки выполнения какого-либо приказа или упражнения, необходимо перевести её в рабочее состояние, то есть такое состояние, при котором собака сосредоточивает своё внимание на дрессировщике и сигналах, исходящих от него, готовясь выполнить нужное действие.

Сигналом, с помощью которого дрессировщик переводит собаку в рабочее состояние, является кличка собаки. Произнося кличку собаки, дрессировщик вкладывает в этот сигнал определённое значение, которое можно выразить фразой: «Внимание! Я собираюсь наградить тебя, если ты выполнишь то, о чём я тебя попрошу».

Собака, заинтересованная в поощрении, будет выполнять несложные действия, если задача, данная дрессировщиком, будет посильной и подана ей понятным для неё образом.

Первым делом собака связывает сигнал с поощрением, что приводит к тому, что она начинает обращать на него внимание, а немного позже собака приобретает привычку внимательно отслеживать сигналы (голосовые и жестовые) дрессировщика и заинтересованно реагировать на них, так как это является необходимым условием для успешного выполнения задачи, за которым последует поощрение. Таким образом кличка приобретает конкретное значение и начинает вызывать у собаки определённое состояние.

После того, как собака выполнила указания дрессировщика и от неё больше ничего не требуется, дрессировщик должен перевести собаку в свободное состояние.

Для перевода в свободное состояние используется команда «Гуляй». Командой этот сигнал называется условно, так как не вызывает у собаки конкретного ответного действия, а только информирует её о том, что поощрение от дрессировщика больше не последует. Другими словами, этот сигнал так же, как и кличка, имеет информирующее значение, но информацию несёт противоположную той, которую мы вкладываем в кличку. Действовать же, исходя из этой информации, собака может по-разному.

Произнеся сигнал «Гуляй», дрессировщик в ту же секунду прекращает любую коммуникацию с собакой, такую как дача лакомства, ласка, игра, а также голосовое обращение к собаке, включая повторение сигнала «Гуляй». Он резко изменяет своё поведение, всем своим видом показывая собаке, что общение на данный момент закончено, и поведение, предлагаемое собакой, которое было эффективным после произнесения клички, больше не работает. Как только у собаки образуется связь между сигналом и следующим за ним развитием событий, собака станет переходить в свободное состояние по сигналу дрессировщика.

При переводе собаки в рабочее состояние она может не реагировать на сигнал дрессировщика. Основные причины отсутствия реакции на сигнал связаны с недостаточной силой воздействия. Первая причина — воздействие слишком слабо: например, дрессировщик находится на большом расстоянии от собаки, а сигнал произносит слишком тихо. В этом случае дрессировщик должен немедленно сократить дистанцию и командовать громче и чётче, то есть усилить воздействие, произведя подстройку. Вторая причина — собака в момент подачи сигнала отвлечена на посторонний раздражитель. Это может быть другая собака, метка и т. п. Простое усиление сигнала в этом случае может не сработать, а поэтому правильнее сначала прекратить нежелательную (мешающую) в данный момент деятельность собаки, а только после этого возобновить упражнение.

В результате неумелого управления собакой, у неё могут образоваться нежелательные связи, которые так же могут быть причиной отсутствия правильных реакций. Неумелое управление, в данном случае, может заключаться в многократной повторной подстройке вместо того, чтобы сразу воздействовать на собаку с достаточной силой, или в попытках производить подстройку в то время, когда необходимо прекращать нежелательную деятельность.

В этой связи полезно усвоить правило, которое звучит так: «Воздействие должно быть достаточным, но не чрезмерным и не избыточным».

Достаточным следует считать такое воздействие, которое собака не игнорирует. Чрезмерным — такое, которое изменяет психическое состояние собаки нежелательным для дрессировщика образом. Например, дрессировщик, желая вызвать у собаки ориентировочную реакцию (непроизвольное внимание), применив очень сильное воздействие, напугал или причинил боль собаке и тем вызвал у неё не ориентировочную, а оборонительную реакцию. Если же дрессировщик применил воздействие, которое собака не проигнорировала, и состояние её не изменилось нежелательным для дрессировщика образом, но той же самой реакции можно было достичь меньшим усилием, то такое воздействие следует считать избыточным. Этого правила нужно придерживаться не только в вышеописанных упражнениях, но в целом во время всего дрессировочного процесса.

Чаще трудности вызывает перевод собаки в рабочее состояние, когда, несмотря на достаточно громко произнесённую дрессировщиком кличку собаки с небольшого расстояния, у собаки наблюдается слабая отставленная реакция на неё. В этом случае продолжительность свободного состояния необходимо сократить. Но нередко бывает и наоборот, когда собака, сконцентрировавшись на лакомстве или игре, предлагаемые ей при отработке различных упражнений, не переводится в свободное состояние, продолжая ожидать очередное поощрение. В таком случае продолжительность свободного состояния нужно увеличивать. Определив оптимальную продолжительность, при которой собака переводиться чётко по первому сигналу и в рабочее, и в свободное состояние, дрессировщик начинает тренировать собаку, незаметно для неё изменяя интервалы в ту или другую сторону.
Прекращение нежелательных действий
Сигналы: Звук Ч или Ц (произносится с различной громкостью и длительностью)
Для прекращения нежелательных действий собаку нужно отвлечь. Для этого используется звук «Ч», который произносится, в зависимости от ситуации, с различной громкостью и длительностью. При необходимости усилить воздействие, звуковой сигнал дополняется хлопком в ладоши, проносом руки перед глазами собаки, касанием собаки рукой, тычком пальцев в область шеи, плеча, поясницы или бедра и т. п. На расстоянии на собаку можно воздействовать резким громким свистом или броском связки ключей около неё. При работе со слабовосприимчивой собакой лучше использовать диски Фишера. В отличие от связки ключей они безопасны в случае попадания ими в собаку.

Помнить о правиле, касающемся силы воздействия, описанном выше, в этом упражнении очень важно. Если воздействие будет недостаточным, собака очень быстро привыкнет к нему. Следует избегать и чрезмерных воздействий на собаку. Отвлечение всегда связано с вызыванием у собаки ориентировочной реакции. Не раздражайтесь и не стремитесь наказать собаку. Не пытайтесь отвлечь собаку с помощью лакомства или игрушки.

При правильном воздействии на собаку, когда дрессировщик каждый раз добивается от собаки нужной реакции на него, чувствительность собаки к сигналу «Ч» увеличивается и необходимость в дополнительных воздействиях к этому сигналу снижается, а затем исчезает. Когда это произойдёт можно снижать силу и самого сигнала «Ч», а в ситуациях, где сила отвлекающего фактора невелика, можно использовать звук «Ц».
Подзыв
Команда "Сюда"
Одним из важнейших навыков, которому следует обучать собаку в первую очередь, является подход собаки к дрессировщику по команде. Слово, которое дрессировщик использует в качестве команды, изначально не обладает управляющим воздействием, поэтому дрессировщик наталкивает собаку на нужное ему действие с помощью других способов, сочетая их с голосовой командой. Когда собака начнёт реагировать на команду в комплексе с другими воздействиями, дрессировщик постепенно исключает дополнительные воздействия, стараясь делать это незаметно для собаки, оставляя в итоге только команду.

Для привлечения собаки дрессировщик должен выполнить определённые действия. Собаку привлекает то, что опускается на уровень её глаз: например, дрессировщик может присесть на корточки или, наклонившись вперёд, опустить руки на уровень глаз собаки. Второе, что привлекает собаку — это то, что убегает, удаляется: например, дрессировщик может пятиться в сторону от собаки или бежать. Третье — это повторяющиеся раздражители: например, дрессировщик может похлопать в ладоши, по ноге или полу (земле), в этом случае повторяются хлопки, а также движения рук. При необходимости усилить комплекс раздражителей можно издавать голосовые сигналы в виде трели, пощёлкиваний и т. п.

В отдельных случаях, когда силы воздействий оказывается недостаточно, чтобы натолкнуть собаку на движение в сторону дрессировщика или необходимо увеличить скорость её движения, можно привлекать собаку к игрушке, которую дрессировщик удерживает в руке. В этом случае применяются те же правила привлечения, о которых было сказано выше, а именно, игрушка на уровне глаз собаки, игрушка удаляется от собаки, игрушка совершает повторяющиеся движения.

Использовать поводок, подтягивая собаку к себе, можно в исключительных случаях, когда собака не реагирует на привлечение, несмотря на высокую интенсивность воздействий со стороны дрессировщика и на отсутствие отвлекающих собаку факторов, так как это формирует принуждённую манеру исполнения навыка.

На начальной ознакомительной фазе формирования навыка, дрессировщик должен определить на какие воздействия и в какой мере на них реагирует собака. Если собака двигается шагом, то дрессировщик усиливает воздействие, стремясь вызвать у собаки движение галопом. Если собака, напротив, становится слишком активной и пробегает мимо дрессировщика, врезается в него или подпрыгивает, опираясь на дрессировщика лапами, то силу воздействия необходимо снизить.
Упражнение 1
В большинстве случаев, достаточно с произнесением команды наклонить корпус в сторону собаки, опустив правую руку на уровень её глаз, и сделать пару шагов назад от собаки. Все эти четыре действия нужно выполнить энергично и одновременно. В руку дрессировщик заранее берёт кусочек лакомства. Собака в ответ на эти действия начинает двигаться к дрессировщику. Подойдя к нему, она упирается носом в его руку, из которой сразу забирает лакомство. Не нужно требовать от собаки обязательной посадки, главным условием для неё является фиксация, то есть неподвижное состояние возле дрессировщика.
Для того, чтобы собака подходила ровно и плотно к дрессировщику и не останавливалась на расстоянии, не доходя до него, руку он удерживает как можно ближе к своим ногам, стараясь не смещать её с центральной линии вправо.

Для увеличения активности движения собаки дрессировщик увеличивает интенсивность воздействий на собаку — другими словами, сам начинает двигаться активнее, увеличивая количество воздействий. Если собака не реагирует — дрессировщик меняет воздействия, стараясь найти более привлекательные для конкретной собаки. Одновременно дрессировщик сокращает дистанцию, но сокращает он её, двигаясь не прямо на собаку, а по касательной.

Если собака проявляет недоверчивое отношение, то дрессировщик должен сначала установить контакт с собакой.

В момент взятия собакой лакомства из правой руки дрессировщика, левой рукой он проглаживает собаку по голове в сторону ошейника. Это нужно сделать, чтобы в случае попытки собаки, когда она заберёт лакомство, отойти от дрессировщика, не дождавшись сигнала о переводе в свободное состояние, он мог бы предотвратить это действие, удержав собаку за ошейник. Освободившись от лакомства, правая рука немедленно подключается к поглаживанию собаки. Ласка, помимо того, что она, как и лакомство, является подкреплением и увеличивает вероятность повторения поведения, ещё и даёт возможность не явно контролировать фиксацию собаки, не позволяя ей отходить или совершать прыжки.

Ласка должна быть непродолжительной, но интенсивной, в виде энергичных почёсываний, пощипываний и похлопываний и сопровождаться голосовым одобрением, словами «молодец», «хорошо» и т. п.

При повторениях этого упражнения у собаки могут сформироваться нежелательные связи, которых можно избежать нехитрыми действиями.

Первый случай заключается в том, что собака, взяв лакомство у дрессировщика, начинает отходить от него, переходя в свободное состояние, не дожидаясь сигнала «Гуляй». Собака, как бы наперёд, знает, что сейчас будет. Чтобы избежать этого, количество кусочков, выдаваемых собаке дрессировщиком в качестве поощрения за выполненное упражнение, должно каждый раз отличаться. В некоторых случаях собака, взяв кусочек, уходит так быстро, что дрессировщик не успевает предложить ей второй. Тогда он работает двумя руками и приближает к собаке второй кусочек, пока она берёт из другой руки первый. Или, отдавая один кусочек, «засвечивает» другие, оставшиеся в той же руке.

Второй случай связан с отсутствием или наличием лакомства в руке дрессировщика. Если дрессировщик заранее берёт в руку несколько кусочков, но каждый раз переводит собаку в свободное состояние, когда они заканчиваются, то собака может воспринимать ситуацию, когда в руке не остаётся лакомства, как предваряющую перевод, и так же, как в примере, приведённом выше, отходить от дрессировщика, не дожидаясь сигнала «Гуляй». Чтобы такое поведение не сформировалось, собаку нужно отпускать и тогда, когда лакомство в руке ещё остаётся. А когда оно заканчивается, собаке можно показать пустую ладонь и тут же достать из сумки или кармана ещё кусочек и поощрить её снова.

На этом начальном этапе дрессировщик работает с собакой в привычном для неё месте без сильных отвлекающих её факторов. Переводит собаку в рабочее состояние и подзывает к себе, когда она находится на небольшом расстоянии от него, подкрепляя собаку лакомством и лаской каждый раз, когда она фиксируется возле него. Обязательно добивается от собаки выполнения упражнения, но добивается этого терпением, а не грубостью. Для ограничения передвижений собаки использует длинный поводок.

Очень важно, чтобы собаке нравилось выполнять упражнение, тогда качество его исполнения начнёт улучшаться от повторения к повторению. Будет повышаться и работоспособность собаки.
Упражнение 2
Не задерживаясь на первом этапе, дрессировщик начинает немного изменять упражнение и вводит в него новый инструмент. Цель упражнения — добиться от собаки, чтобы она стремилась именно к дрессировщику, а не к его руке с лакомством, а также научить собаку после подхода оставаться возле дрессировщика, ожидая от него следующего указания. Для этого дрессировщик, отдав первый кусок из руки, в которой ещё остаётся лакомство, быстрым коротким движением отводит руку к груди у основания шеи. Как только кулак с зажатым в нём лакомством коснётся его корпуса, дрессировщик звонко щёлкает языком один раз и, сразу, таким же быстрым движением, возвращает руку к морде собаки и отдаёт ей ещё один кусок. Отдав второй кусок, повторяет эти действия снова, скормив таким образом несколько кусочков. Если собака справляется с этой задачей, то есть сохраняет неподвижное состояние перед дрессировщиком, фиксируя на нём свой взгляд, то дрессировщик, если он стоит наклонившись, вместе с отведением руки выпрямляет корпус, стараясь сначала выполнять эти действия слитно, но последовательно.
Щелчок, возникнув впервые как предвестник того, что сейчас собака получит лакомство, и далее повторяясь в этом качестве, очень быстро превратится в сигнал, на который собака станет не только обращать внимание, но и с которым она будет образовывать причинно-следственные связи, которые позволят дрессировщику подкреплять собаку в ситуациях, в которых непосредственное подкрепление лакомством в нужный момент осуществить невозможно, а также даст возможность дрессировщику точно указывать собаке, какое именно её действие из ряда действий является желательным.

В данном упражнении желательным поведением является фиксация собаки, когда все четыре лапы находятся на земле, в момент, когда рука дрессировщика с зажатым в него лакомством удаляется от собаки. Выполнив это условие, собака услышит щелчок. Если собака попытается следовать за лакомством, сойдя с места или оперевшись на дрессировщика лапами, или она попытается уйти, то щелчок не последует, и собака не получит награду, а упражнение будет выполняться сначала.

Для того, чтобы вставшую на задние лапы собаку вернуть в исходное положение, дрессировщик опускает руку с лакомством вниз и удерживает её неподвижно. Собака упрётся носом в кулак с лакомством, опустившись на четыре лапы, но дрессировщик лакомство ей не даёт, а повторяет упражнение. Ещё лучше, если дрессировщик будет опускать руки на этапе принятия собакой решения или точнее сказать в самом начале реализации прыжка, на коротком этапе подготовки к нему, купируя попытку.

По мере усвоения собакой упражнения, дрессировщик, выпрямляя корпус и отводя руку от собаки, стремиться занять естественную позу, при которой собака уже не следит за его рукой, а смотрит в его лицо, не обращая внимание на саму позу дрессировщика, а только на своё положение относительно него, так как именно правильное положение является условием, при котором собака услышит щелчок.

Параллельно с этой работой дрессировщик постепенно изменяет, сводя их на нет, дополнительные воздействия, с помощью которых он привлекает собаку к себе, оставляя в конечном итоге только команду.
Упражнение 3
Как было сказано выше, собаке отдают кусок сразу, как только, подойдя к дрессировщику, она упрётся носом в руку с лакомством, но на этом этапе дрессировщик не задерживается. Теперь, когда собака коснётся носом руки дрессировщика, он, не отдавая лакомство, сразу выполняет упражнение с отводом руки от собаки и щелчком.

Если собака справляется с этим упражнением, сохраняя занятое положение и не разочаровываясь, что рука ушла из-под носа, не оставив собаке лакомства, то дрессировщик снова изменяет упражнение, цель которого исключить контакт носа собаки с рукой. Для этого дрессировщик убирает руку с лакомством к груди в момент, когда собака приблизится к руке и её нос будет находиться в считанных сантиметрах от неё. В остальном — упражнение не отличается от предыдущего этапа.
Стоит заметить, что преждевременный подъём руки может спровоцировать преждевременную остановку собаки.

Дальнейшая работа, по исключению дополнительных воздействий, заключается в том, что дрессировщик уменьшает их амплитуду и продолжительность, постепенно уменьшая и их количество. Например, наклон корпуса исключается, но шаг назад, при котором дрессировщик, немного сильнее сгибая колени, заставляет выпрямленный вверх корпус немного опуститься и подняться, сохраняется. Или, наоборот, исключается шаг, а наклон корпуса сохраняется, но в наклоне дрессировщик не стоит, а сразу выпрямляется, постепенно уменьшая степень наклона, пока он не будет исключён полностью. Изменяется и продолжительность воздействия рукой. От бедра, во время наклона или отшагивания, кисть руки отходит лишь на мгновение, занимая привычное для собаки положение, и сразу же возвращается к бедру. Суть этих действий заключается в том, чтобы дать собаке импульс для начала движения. В конечном итоге таким импульсом должна стать команда, поданная голосом и/или жестом.
info@okd-zks.ru
Made on
Tilda